г. Кодинск ул. Михайлова 12 А

 Тел.: +7 (39143) 70185

 Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

 

 

Копытова Полина Сергеевна

Занимаемая должность – учитель-дефектолог

Уровень профессионального образования: высшее

Ученая степень, ученое звание: нет

Наименование направления подготовки и (или) специальности: федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, июль 2022 г.

Квалификация: специальное дефектологическое, логопедия и тифлопедагогика

Сведения о повышении квалификации за последние три года:   

Сведения о профессиональной переподготовке: нет

Категория: нет

Общий стаж работы: 2 года

Стаж работы по специальности: 2 года

Наименование общеобразовательной программы (программ): АОП – адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Солнышко» для детей с ЗПР, РАС, УО

 

 

 


 

   Учитель - дефектолог - это тот специалист, который помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптироваться и социализироваться в окружающем мире. Его работа направлена на преодоление или компенсацию недостатков развития ребенка, а также на развитие его способностей и возможностей. Коррекционная работа учителя-дефектолога проводится в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка. Программа составляется с учетом особенностей развития ребенка, его потребностей и возможностей.

   Учитель-дефектолог играет одну из важных ролей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Он предоставляет специальное сопровождение во включение их во все аспекты воспитательно-образовательного процесса. Работа учителя-дефектолога включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на предоставление специализированной помощи как самим детям, через проведение занятий и наблюдение за их развитием, так и их родителям и воспитателям, через консультации.

   Учитель-дефектолог работает с детьми, которые имеют различные особенности и потребности в данном обучении. Это могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта или с ограниченными физическими возможностями. Учитель-дефектолог адаптирует учебный материал и методики обучения, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям каждого ребенка. Он также оказывает поддержку родителям, помогая им разобраться с особенностями развития и обучения своего ребенка.     

   Учитель-дефектолог проводит консультации, где родители могут задать вопросы, получить советы и наставления по воспитанию и обучению своего ребенка. Это помогает создать партнерскую среду, где все стороны работают вместе для достижения наилучших результатов. Кроме того, учитель-дефектолог сотрудничает с другими специалистами, такими как психологи, логопеды и медицинский персонал, чтобы обеспечить полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.

   Форма занятий                                             

   Игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она обеспечивает развитие ребенка и более эффективное усвоение познавательного материала, формирование его коммуникативных навыков и расширение кругозора. Поэтому коррекционная работа учителя-дефектолога проходит в игровой форме. В ходе занятий дети учатся играть, развивают свои способности и умения. Игровая форма занятий повышает мотивацию ребенка к обучению, так как во время игры создается психологически комфортная обстановка для ребенка.

   Роль семьи в коррекционной работе

   Немаловажным компонентом успешности коррекционной работы — это обратная связь от родителей или законным представителей. Для успешного и результативного развития ребенка с ОВЗ необходимо вовлечение родителей в образовательный процесс. Это подразумевает под собой сотрудничество, определенный характер взаимодействия родителя и специалиста, партнерство.

   Родитель всегда может обратиться за помощью на индивидуальную консультацию к специалисту в случае сомнений или затруднений, а также в форме индивидуальной беседы. На индивидуальных консультациях сообщаются результаты диагностики, рассказывается об индивидуально - психических особенностях ребенка, даются рекомендации о путях и методах решения проблем в развитии. На индивидуальной беседе учитель-дефектолог отвечает на интересующие вопросы родителей. Также важным моментов является выполнение домашних заданий от учителя-дефектолога. Регулярное выполнение заданий не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике.

Подводя итоги выше сказанного, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа учителя-дефектолога является одним из важных этапов в развитии ребенка с ОВЗ. Успех этой работы зависит от сотрудничества родителей и специалиста. Если семья настроена на сотрудничество с педагогом, то и ребенку будет легче преодолеть трудности и достичь поставленных целей.

 


 

Мелкая моторика - способность совершать небольшие, тонкие и точные движения пальцами и кистями рук и ног. Она включает множество различных движений, начиная от элементарных жестов, например, захват игрушек, до сложных действий, таких как рисование, письмо, застегивание мелких пуговиц и других действий, связанных с самообслуживанием. Развитие мелкой моторики оказывает значительное влияние на общее развитие ребенка, а также тесно соотносится с развитием речи.

При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев, что посылает сигналы в кору головного мозга. Эти сигналы активируют пока что незрелые клетки, отвечающие за развитие речи. Таким образом, выполнение разнообразных действий пальцами рук способствует становлению речи, а значит, и мышления. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка крайне важно уделять достаточное внимание развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика также непосредственно влияет на ловкость рук, которая в дальнейшем отражается на почерке и скорости реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка можно судить о готовности к обучению в школе.

Одним из способов развития мелкой моторики является использование дидактических игр и упражнений. К числу таких игр и упражнений относятся разборка и сборка конструкторов с мелкими деталями, перебирание крупы, плетение из бисера и бусин, выкладывание узоров из мелких предметов (пуговиц, бусин, камешков), оригами, игры с пазлами и мозаиками, игры с мелкими моторчиками.

Мелкая моторика также развивается при овладении навыками самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка зубов, умывание, причесывание, одевание и раздевание. Кроме того, развитие мелкой моторики осуществляется в процессе творчества: лепки, рисования, аппликации, конструирования.

Таким образом, мелкая моторика играет важную роль в развитии ребенка, поскольку способствует развитию речи, мышления, воображения и других психических процессов, а также влияет на готовность ребенка к обучению в школе.

Какие игры и упражнения развивают мелкую моторику?

1. Массаж ладошек
Массаж начинают делать с самого раннего возраста. Самое простое - лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка - центр развития речи. Кроме того следует массировать пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливать на подушечку каждого из них. Затем каждый пальчик несколько раз согнуть и разогнуть. Делать такой массаж надо по 2-3 минуты ежедневно. Он помогает воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. 

2. Пальчиковые игры и "Бабушкины игры-потешки"
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все пальчиковые игры и “Бабушкины потешки” — не что иное, как массаж в игре. Они не только помогают сделать ручки ловкими, но также настроить правильную работу внутренних органов, улучшить эмоциональный фон (ведь обычно все дети играют в них с удовольствием). 

«Ладушки-ладушки» 

- "Ладушки, ладушки"  (выпрямите пальчики малыша на своей ладони)

- "Где были? У бабушки!" (соедините его ручки ладошка к ладошке)

- "Что ели? Кашку!"  (хлопните в ладоши)       

- "Что пили? Бражку!"  (хлопните в ладоши)   

- "Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька" (хлопайте в ладоши)

- "Попили, поели , шууууу полетели!" (помашите ладошками как крылышками)

- "На головку сели!" (положите раскрытые ладошки малыша ему на голову - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности)

3. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала. Начинать лучше все же с картонных книг, тогда риск распрощаться с книгой минимизируется.

4. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, и это очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с интересом перебирать их пальчиками. Для этих целей хорошо подойдут слингобусы. А еще можно предложить ребёнку специальные игру - бусы для нанизывания. Они могут быть деревянные, пластмассовые или из любого другого материала, на ваш выбор.

5. Вкладыши

Это могут быть и рамки-вкладыши, которые помимо развития моторики формируют у ребенка понятие о форме предметов, и стаканчики-вкладыши, которые формируют у ребёнка понятие о размере предметов, а еще из них можно строить башни, домики, вкладывать их друг в друга, вынимать. Игр можно придумать много, главное включить фантазию.

6.  Крупы, песок и т.п.

Игры с крупой хорошо развивают мелкую моторику и тактильные ощущения. Их можно перебирать, пересыпать, перекладывать рукой, ложкой.

1) В миску можно насыпать любую крупу и дать её малышу, а он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. 2) В миску можно насыпать разные крупы и дать ребенку по очереди опускать руку в каждую из мисок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. 3) Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопать какой-нибудь маленький предмет в крупу и и предложить ему найти этот предмет.

7. Помпоны

Одна из наших любимых игр - это игра с помпонами. Можно дать ребенку лоток для яиц и он с удовольствие раскладывает туда помпоны. Задачу можно усложнить, выдав ребенку по несколько помпонов одного цвета и попросить его сложить все помпончики одного цвета в одну ячейку. Также можно попросить ребенка переложить помпоны из ведерка в лоток с помощью ложки или пинцета.

8. Крышки, ключи, замки, выключатели
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Пусть дети учатся включать-выключать с помощью выключателей... Вставлять ключи в замки... Открывать-закрывать задвижки... Надевать цепочки...

9. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

           10. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Лепить можно из пластилина, глины, теста. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто.

          11. Рисование и раскрашивание

Учитесь рисовать цветными карандашами и красками от простого к сложному.

          12. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.